Рецензия на альбом «Ангмарские тезисы» — газета «Завтра»

Концепция альбома, на первый взгляд, парадоксальна. С одной стороны, это атмосфера первых лет советской власти с ее грандиозным утопическим замахом (то, что прекрасно выразил Блок: «Революция была юной, огнеглазой любовницей, и все мы были увлечены ею»). С другой стороны, это огнедыщанее инферно Мордора — страны тьмы и зла в толкиеновском «Властелине колец». На обложке собор Василия Блаженного соседствует с оком Саурона, что уже настраивает слушателя на определенный лад. «Ангмарские тезисы» — это «Апрельские тезисы» Ленина в темном Ангмарском королевстве.

Ангмарские тезисы 1

45-я БАЗА. «Ангмарские тезисы»

Это третий полноформатный альбом московско-серпуховского электронного проекта «45-я база». «Завтра» уже писала об их предыдущем альбоме «Настежь». На этот раз кудесники Дмитрий Фламин и Юрий Малиновский представили нам не менее интересное, чем «Настежь», концептуальное творение, доступное к свободному прослушиванию на торрентах и в соцсетях.

Что могут сотворить (или натворить) вместе молодые талантливые ребята, один из которых — марксист-сталинист, а другой — евразиец-имперец? Концепция альбома, на первый взгляд, парадоксальна. С одной стороны, это атмосфера первых лет советской власти с ее грандиозным утопическим замахом (то, что прекрасно выразил Блок: «Революция была юной, огнеглазой любовницей, и все мы были увлечены ею»). С другой стороны, это огнедыщащее инферно Мордора — страны тьмы и зла в толкиеновском «Властелине колец». На обложке собор Василия Блаженного соседствует с оком Саурона, что уже настраивает слушателя на определенный лад. «Ангмарские тезисы» — это «Апрельские тезисы» Ленина в темном Ангмарском королевстве:

И союз наш пролетарский

орков, троллей и людей

верен тезисам ангмарским

Сауроновых идей!..

Мы построим новым пламенем

Средиземский СССР!

В треке «Мордор» к традиционному для группы EBM (electronic body music) и индастриэлу добавляются элементы black metal в стиле английского коллектива Cradle of Filth, что делает звучание не то чтобы адовым, но бесовским точно. А дальше «империя наносит ответный удар» треком «Ц.А.Р.Ь.» (это русскоязычный кавер на K.I.N.G. — песню группы Satyricon, норвежских патриархов жанра black metal):

В острие скоростей

стерты времени нити.

Сквозь миры громыханьем страстей —

грядущий рокот воителя!

Нагнетание мрака продолжается в треке «Тень Дол-Гулдура», опять повествующего о темных силах мира Толкиена:

С Клятвою крепче стального булата,

С Верою жарче дракона крылатого —

Смрад и брожение темной эпохи…

В небе ночном крики да всполохи!

Тень Дол-Гулдура, тень Дол-Гулдура

Черную рать собирает из сумрака!..

Почему я уделяю так много внимания текстам альбома? Потому что вокалист Дмитрий Фламин — яркий, оригинальный и самобытный поэт, чьи стихи вызывают в памяти как творчество пролетарских поэтов первых советских лет, так и искания Божидара, Николая Асеева, Василия Каменского, прораставшие на родной языковой почве. Стихи Дмитрия Фламина можно смело вставлять в любую антологию «серебряного века», и никто, кроме совсем уж дотошных литературоведов, не догадается о подмене. Это несомненная фишка группы, выгодно выделяющая ее среди сотен безликих электронных проектов. В совокупности с завораживающе-змеиным вокалом автора они звучат как настоящий красный заговор на победу великого дела «средиземского СССР» (в особенности в песне «Время, назад!». А левая и правая мечта о дерзающем, творящем, изменяющем реальность и побеждающем сверхчеловеке неожиданно сливается в одно в «трансгуманистическом» треке «Человек 2.0»:

В жаркой похоти томленья

Тело жаждет обновленья…

Сталь сердечной оболочки,

Механические почки.

Пусть ласкает компьютерный голос

Человеческий внутренний космос…

В альбоме присутствует также трек «Новая сила», посвященный памяти недавно умершего Кристофера Ли — актера, сыгравшего Сарумана в экранизации «Властелина колец», отличный (неожиданно лиричный) кавер на раммштайновский Seeman, два ремикса и две англоязычные версии более ранних песен коллектива — Just Dance («Танцуй») и Flying over Prague («Полет над Прагой»). Альбом получился цельным, при этом разнообразным, интересным и не затянутым. И это действительно «музыка беспросветного оптимизма» (слоган группы). Это музыка колоссального подъема и холодной ярости, воли и атаки. Да, музыкантам удалось создать «атмосферу», за которой люто-бешено и безупешно гоняется девяносто процентов нашей независимой сцены. Да, их музыку можно назвать алхимией — в ней явно присутствует если не Искусство с заглавной буквы, то, по крайней мере, большая творческая искра, из которой может возгореться — и уже возгорается — настоящий огонь. Но это музыка делания не в алхимическом смысле, а в прямом. При этом эстетическое и политическое в творчестве «45-й базы» не то чтобы переплетаются, а неотделимы друг от друга. Это красиво, ярко, дерзко, убедительно и немного страшно. Когда я слышу строки про то, что «время, греми вперед, / мы все вернем назад!», я невольно верю в это. Да, после этого обычно следует, «на расправу скороспела, мутная поэзия расстрела». Но и это не очень останавливает. Такова магия современных электронных шаманов, заручившихся поддержкой темных (и) красных сил.

Александра Смирнова

Оригинал взят отсюда:
http://zavtra.ru/content/view/muzon-157/